Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В период радикальных изменений в политической сфере особое значение приобретают задачи совершенствования организационно-правового обеспечения всех ветвей государственной власти, в том числе и Правительства РФ. В то же время текущая модернизация исследуемого института в интересах укрепления государственной власти в целом, совершенствования всего комплекса отношений, так или иначе связанных с организационно-правовым обеспечением осуществления деятельности Правительства РФ, является актуальной задачей отечественной конституционно-правовой науки.
Актуальность выбранной темы обусловлена, прежде всего, ролью, которую институт государственной власти играет в политико-правовой сфере нашего государства. В то же время существующая система государственного управления в России проходит процесс институционализации, и это связано с определенными трудностями в определении конституционно-правового статуса Правительства РФ. В частности, вопрос о месте Президента РФ в системе разделения властей остается дискуссионным. Действующая Конституция РФ, определяющая Президента главой государства (ч. 1 ст. 80), не дает однозначного ответа на вопрос, к какой из трех традиционных ветвей власти он принадлежит.
В большинстве стран мира Президент включен в исполнительную систему; анализируя некоторые полномочия Президента РФ, можно сделать вывод, что Президент РФ де-факто также включен в исполнительную систему, но ряд исследователей высказывают несколько иную точку зрения.
Поэтому вопрос о том, действительно ли Правительство РФ является высшим органом исполнительной власти, как это указано в Конституции, не совсем ясен, или же этот статус распространяется на Президента РФ.
Одним из важнейших требований современности является устранение институциональной путаницы и переплетения функций различных ветвей власти. Следовательно, важное место занимает проблема баланса и взаимодействия законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Исходя из особой роли Правительства РФ в современной России, целью данной статьи является рассмотрение компетенции и полномочий Правительства РФ, а также изменений, связанных с расширением полномочий правительства в связи с конституционной реформой 2020 года.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы исследования.
Изученность темы. В ходе своего исследования было установлено, что в настоящее время существует множество интересных и аналитических работ различных авторов, включая ученых, правоведов, посвященных этой теме, что позволило мне подробно проанализировать их, выделить наиболее важные аспекты по этому вопросу и систематизировать полученные данные.
Проблема исследования - выявить условия формирования конституционно-правового статуса Правительства РФ.
Объектом исследования является процесс формирования конституционно-правового статуса Правительства РФ.
Предметом исследования являются основы и принципы формирования конституционно-правового статуса Правительства РФ.
Цель исследования. Целью данной исследовательской работы является выявление эффективных условий для формирования конституционно-правового статуса Правительства РФ.
Задачи работы. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить несколько задач:
- рассмотреть Правительство РФ: понятие, состав и порядок формирования, полномочия, организация деятельности, аппарат;
- изучить акты Правительства РФ;
- детально проанализировать заседания Правительства РФ;
- проанализировать прекращение полномочий Правительства РФ;
- выделить ограничения и требования в связи с замещением должности члена Правительства РФ;
- изучить полномочия Председателя Правительства РФ.
- дать оценку функциям заместителя Председателя Правительства РФ и федеральных министров.
- проанализировать полномочий Правительства РФ .
- рассмотреть проблемы функционирования и ответственности Правительства РФ: фактическая реализация полномочий и пути преодоления.
Методология исследования. При написании этой курсовой работы были использованы следующие методы исследования: анализ литературы, изучение документов, наблюдение, описание, сравнение, обобщение, статистический анализ данных, моделирование.
Источниковая база. В качестве источников были использованы научные статьи, учебники по праву, статистика и интернет-ресурсы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1. Правительство РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КАК ВЫСШИЙ ОРГАН ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
1.1 Правительство РФ: понятие, состав и порядок формирования, полномочия, организация деятельности, аппарат
Правительство РФ является высшим органом исполнительной власти, хотя слово "верховный" по отношению к этому федеральному органу в Конституции РФ не используется. Правительство РФ - коллегиальный орган, осуществляющий руководство единой системой исполнительной власти в РФ.
Состав правительства определяется главой 6 Конституции РФ, статьей 6 Федерального закона "О Правительстве РФ" и включает в себя членов Правительства РФ: председателя Правительства РФ; заместителей председателя Правительства РФ; федеральных министров.
В соответствии с указами Президента РФ должности полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах могут занимать заместители глав Правительств РФ и федеральные министры.
Структура федеральных органов исполнительной власти определена Указом Президента РФ от 21.05.2012 № 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти".
Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы гражданами РФ, не имеющими иностранного гражданства, вида на жительство или иного документа, подтверждающего право гражданина РФ на постоянное проживание. Федерации на территории иностранного государства в порядке, установленном Конституцией РФ [12].
Увольнение главы Правительства РФ одновременно влечет за собой отставку Правительства РФ.
Заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры назначаются и освобождаются от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры назначаются гражданами РФ, не имеющими иностранного гражданства, вида на жительство или иного документа, подтверждающего право гражданина РФ на постоянное проживание в иностранном государстве.
Председатель Правительства РФ вносит Президенту РФ предложения по структуре федеральных органов исполнительной власти не позднее чем через неделю после своего назначения и предлагает Президенту РФ кандидатуры на должности заместителя председателя Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти.
Правительство РФ осуществляет свою деятельность на основе Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов и нормативных указов Президента РФ (статья 3 Закона "О Правительстве РФ").
На основании статьи 114 Конституции РФ Правительство РФ осуществляет следующие полномочия:
- разрабатывает и представляет Федеральный бюджет Государственной Думе и обеспечивает его исполнение;
- представляет в Государственную Думу отчет об исполнении федерального бюджета;
- представляет в Государственную Думу ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поднятым Государственной Думой;
- обеспечивает единую финансовую, кредитную и денежно-кредитную политику в государстве;
- обеспечивает единую государственную политику в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
- управляет федеральными активами;
- осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности и реализации внешней политики государства;
- осуществляет меры по обеспечению верховенства закона, прав и свобод граждан, защите собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
- осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами и указами Президента РФ.
На основании и в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения и обеспечивает их исполнение. Постановления и распоряжения Правительства РФ являются обязательными для исполнения в РФ. Постановления и распоряжения Правительства в случае противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ могут быть отменены Президентом РФ [15].
Деятельность Правительства РФ осуществляется в соответствии с:
- Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-ФЗ "О Правительстве РФ";
- положениями и инструкциями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 1 июня 2004 г. №260 "О Порядке деятельности Правительства РФ и Положении об аппарате Правительства РФ".
Важнейшие вопросы государственного управления, экономической и социальной и культурной жизни решаются на заседаниях правительства.
В соответствии с указанным законом они рассматриваются исключительно на его заседаниях (статья 28 Закона).:
- вопросы формирования и исполнения федерального бюджета и внебюджетных фондов,
- проекты программ экономического и социального развития,
- предложения по размеру выпуска государственных облигаций,
- проекты приватизации федерального государственного имущества, - решения по подготовке образовательных предложений, реорганизации и ликвидации государственных учреждений, - предложения по установлению и изменению налоговых ставок, - решения по подготовке образовательных
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // СПС Консультант Плюс.
2. Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 № 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" // СПС Консультант Плюс.
3. Указ Президента РФ от 10.06.1994 г. № 1185 «Об обеспечении взаимодействия Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации» // СЗ РФ. – 1994. – № 7. – Ст. 697.
4. Указ Президента РФ от 21.05.2012 г. № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» / Рос. газ. 2012. 22 мая // СПС Консультант Плюс.
5. Постановление Госдумы от 1 апреля 1998 г. «О мерах, связанных с формированием Правительства Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1998. №14. Ст. 1535.
6. Постановление Правительства РФ от 01.06.2004 №260 «О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 07.06.2004, №23, ст. 2313.
7. Авакьян С.А. О возможных и конституционно-легитимных путях изменения баланса властей в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2008. №3. С. 6.
8. Административное и муниципальное право. 2010. №1. С. 27 - 30.
9. Административное право зарубежных стран: Учебник / Под ред. А.Н. Козырина и М.А. Штатиной. М.: Спарк, 2003. С. 36.
10. Анисимов Н.Н. Развитие института конституционно- правовой ответственности правительства РФ. // Научный электронный журнал Меридиан. 2020. № 5 (39). С. 12-14.
11. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации : учеб. для вузов / М. В. Баглай. — 6-е изд., изм. и доп. — М. : Норма, 2007. - 784 с.
12. Виноградов В.А. Конституционно-правовая ответственность (системное исследование): Дис. д-ра юрид. наук. М., 2005. С. 292
13. Власова И.Э., Слинько Е.А. Конституционная система разделения властей в Российской Федерации // В сборнике: Аспирантские тетради.
14. Волков А.М., Лютягина Е.А. Аппарат Правительства Российской Федерации как орган публичной администрации // Административное право и процесс. 2011. №8. С. 19 - 22
15. Гогаева А.Л. Вопросы состава Правительства Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2010. №2. С. 32 - 34.
16. Забровская Л.В. Конституционно-правовые деликты: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2003. С. 10.
17. Лебедев В.А. Суверенная демократия как конституционная идея современной России / В.А. Лебедев, В.В. Киреев. – Челябинск, 2007. – 255 с.
18. Николаев А. Проблемы реализации принципа разделения властей в Конституции РФ // Право и жизнь. 2000. № 25.
19. Правительство Российской Федерации / Под ред. Т.Я. Хабриевой. М.: Норма, 2005. С. 132.
20. Стародубцева И.А. Особенности конституционной системы «сдержек и противовесов» в России и Франции: от теории к развитию в законодательстве / И.А. Стародубцева // Конституционное и муниципальное право. – 2011. – № 3. – С. 30-34.
21. Трушинская И.А. Современные проблемы взаимодействия органов законодательной и исполнительной власти федерального уровня / И.А. Трушинская. // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. – № 4(219). – Право. – Вып. 27. – С. 24-28.
22. Филёва А.В. Способы модернизации Конституции РФ // В сборнике: Научные исследования молодых ученых. сборник статей Международной научно-практической конференции: в 4 частях. 2020. С. 132-136.
23. Черкасов К.В. Аппарат Правительства Российской Федерации: некоторые аспекты правового регулирования его состава и структуры. М. 2019. - 273 с.
24. Шеян А.Н. Институт Правительственной ответственности в России: Дис. канд. юрид. наук. Краснодар, 2007. 223 с.